Банки

Китайский автосалон – привыкаем. Что происходит с поставками авто на российский рынок

Один за другим мировые автоконцерны закрывают производства и дилерские центры в России. На воротах опустевших площадок вешается табличка: «Мы уходим из России». Но свято место пусто не бывает. И через пару лет глянешь вдоль дороги, а чуть ли не половина ее будет заполнена китайским автопромом.

Свято место пусто не бывает. Фото: geely. by

Деньги, если они есть, – трава, если нет – голодная смерть

На покупку новых автомобилей в минувшем году россияне суммарно потратили около 3 трлн. рублей. Это с учетом заемных денег на автокредиты. Приблизительно столько же, по ожиданиям экспертов, будет израсходовано гражданами и в этом году. С той оговоркой, что сами легковые машины подорожали выше всяких границ.

Для справки: в прошлом году россияне приобрели 1,5 млн легковых автомобилей без пробега. В марте продажи упали на 43%, а в целом за первый квартал 2022 года минус оценивается в 24%.

Автокредитование продолжает лихорадить, как больного коронавирусом. По неофициальным данным, основные банки-кредиторы авторынка в первые недели кризиса проводили в день по два совещания – вводить или нет заградительные процентные ставки, закрывать программы или всё же понемногу кредитовать? В общем, ситуация похожа на конец 2008 года, когда из поступающих от граждан заявок на автокредиты в реальности одобрялось чуть более 10% запросов.

Как бы там ни было, в этом году общее число покупок упадет очень заметно. По подсчетам аналитиков АН АВТОСТАТ, за первый квартал продано более 300 тыс. новых моделей. Запасы на начало апреля на складах составляли 150-200 тыс. машин. Далее сложившиеся логистические цепочки следующих поставок впали в кому. И сейчас протаптываются новые тропинки.

Сергей ЦеликовДиректор агентства АВТОСТАТКомментарий эксперта:Цены в какой-то момент оторвались даже от валют, потом валюта резко догнала цены. Сейчас цены высоки, потому что сорваны поставки новых машин, и дилеры «не хотят расставаться» с тем, что ранее поставлено. Они ставят ценники выше, выше и выше. По оптимистическому прогнозу, в этом году в РФ будет продано 980 тыс. новых авто — минус 35% по сравнению с 2021 годом. По базовому прогнозу 750 тыс. — минус 50% рынка

Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их

Конечно, надежды на возрождение серого импорта есть. Но всё не так просто. Европейские концерны, например, уже негласно предупредили дилеров Армении и Казахстана, что если, допустим, в минувшем году вы продали тысячу единиц авто, а в этом запросите десять тысяч, то мы прекрасно понимаем, откуда ноги растут. И вы потеряете наше доверие, а вместе с ним и само дилерство.

Иначе говоря, какое-то время новые евромодели будут покупаться преимущественно физлицами и «вручную» перегоняться через границы. А это штучный, а не промышленный поток. Причем, запросто криминализируемый — как для продавцов, так и для покупателей.

Крупные игроки притормозят что-либо предпринимать, дабы потом не оправдываться поговоркой «первый блин комом». Тем более, сегодня гораздо важнее и выгоднее для профильных российских компаний организовать потоки дефицитных запчастей – в этом сегменте цены подпрыгнули с драконовским размахом. Есть, над чем зарабатывать.

Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь

Весь кризисный период, продолжительность которого пока не понятна, новостное пространство авторынка будет «царапаться» противоречивыми сообщениями. Дескать, кто-то из брендов уходит, кто-то остается, кто-то передумывает уходить. Можно даже не отслеживать – в четверг слышишь одно – в следующий четверг все изменилось.

По словам Сергея Целикова, уход американских и европейских концернов из России имеет не эмоциональные, а вполне логичные экономические обоснования.

Увы, Россия – это лишь 2% от глобального авторынка по итогам продаж 2021 года. И для многих концернов сохранение репутации на остальных маркетинговых пространствах гораздо важнее. В то же время, у кого-то из конкретных брендов выпадало и 7%, и 8% от общей доли. Это объемы продаж, потеря которых ощутима.

Добавим, российский рынок стагнировал и без всяких санкций, теряя для внешних игроков маркетинговую соблазнительность. Снижение числа дилерских центров в стране шло на протяжении нескольких последних 7-9 лет. В лучшие времена было больше 4,2 тыс. дилерских центров, которые продавали легковые автомобили. По итогам 2021 года осталось 3,2 тыс. К гадалке не ходи – это число будет дальше существенно уменьшаться.

Но в то же время все адекватные лидеры понимают банальную вещь. Если «недружественные» страны не продолжат приостановленные поставки, то другие страны все равно что-то поставлять будут. И захватят нишу.

К этому добавим падающую на протяжении уже нескольких лет покупательскую способность массового потребителя.

Раздрай вместо тестдрайва.

Сергей ЦеликовДиректор агентства АВТОСТАТКомментарий эксперта:У Китая нет сильного присутствия ни в Европе, ни в Америке. И потеря репутации национального автопрома на этих площадках не настолько значима. А с Российского рынка уходит много брендов – как раз и освобождая Китаю покупателей

Уточним: в 2020 году на отечественном рынке было продано 53 тыс. новых китайских машин (3,6% продаж), в 2021 – более 114 тыс. машин (7,5%), а первые месяцы 2022 продажи «подняли» порядка 10%. На сегодня более 700 дилерских контрактов, и к концу года спокойно дорастет до тысячи. Отметим и автономность китайских марок в плане электронных компонентов – на них дефицит чипов не сказался.

Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему

Безусловно, на фоне сказанного выигрывает Китай. Даже без глобальных конфликтов, а за счет бездефицитности электронной начинки он поднимался два последних года. Доля в продажах пока подросла в РФ под 8%.

Сейчас в стране за рулями китайских машин сидит 795 тыс. водителей. Это 2% общероссийского парка. Топ-пять самых популярных марок по убывающей включает Chery Tiggo, Lifan X60, Great Wall Haval H3, Lifan Solano, Great Wall Haval H5.

Chery Tiggo. Фото: oir. mobi

Но, считает Сергей Целиков, есть большая вероятность того, что теперь Китай займет чуть ли не 30-40% российского рынка легковых автомобилей без пробега.

Одна беда. Логистические цепочки порваны на сегодня даже с Китаем.

Александр КулагинПредставитель ChanganКомментарий эксперта:Есть огромное желание увеличивать поставки, но возникли проблемы с логистикой. Предыдущие каналы поставок полностью заблокированы. Партии автомобилей застряли в Европе, поскольку логистика строилась на поставках из Китая автомобилей в порты Германии и перегрузке на небольшие суда. Ведь российские порты не особо принимают суда с большой осадкой. И далее небольшие партии следовали на территорию РФ – в Новороссийск или СПб

Проще говоря, китайские машины уже в этом году начнут вытеснять европейцев с российских автодорог.

По материалам

Добавить комментарий

Back to top button