Банки

Откуда такая доброта? Магазины обещают сдержать рост цен

По данным Росстата, цены на продукты за прошлый год выросли на 10,6%. Время от времени они подскакивали в разы, чего стОят истории про овощи с российской грядки, которые «переплюнули» заморские бананы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) контролировала магазины, но сговора или особых нарушений так и не нашла. А теперь торговые сети решили сами проявить сознательность и объявили, что не будут сильно повышать свои наценки на продукты первой необходимости.

Цены сохранятся? Фото: stolica-s.su

О таком социально ответственном решении объявили сразу несколько ритейлеров — X5 Group (владелец «Пятёрочки», «Перекрёстка», «Карусели» и «Чижика»), «Магнит» и «Бристоль». Они сказали, что в течение всего 2022 года не повысят наценки на основные продукты более, чем на 10%. К таким продуктам в разных сетях относят разные товары, но всего это порядка двух десятков категорий, куда входят:

  • вермишель,
  • овощи из «борщевого набора»,
  • хлеб,
  • молоко,
  • сливочное масло,
  • гречка и так далее.

Первый вопрос, который возникает при виде такой доброты, — с чего бы эта щедрость? Ведь цель бизнеса — получать прибыль, а не заботиться о народе. А всё дело в том, что торговые сети весь прошлый год находились «под прицелом» ФАС. Служба частенько замечала завышение наценок, в том числе и на социально значимые товары — например, наценка на молочные продукты доходила до 150%. В связи с этим были и предписания, и размышления о том, как можно отрегулировать рынок. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов привёл пример возможного решения проблемы (его цитирует «Коммерсантъ»):

Мы обсуждали с сетями возможность установления максимальной наценки на базовые товары на уровне не более 10%

А между тем, на сегодняшний день наценки в основном составляют около 15% закупочной цены. И теперь ситуация выглядит так, будто торговые сети просто решили действовать на опережение и предложили свой способ регулирования, который наиболее приемлим для них. Ведь проще пообещать не увеличивать наценки слишком резко, чем взять и снизить их до требуемого уровня. Тем более рост наценок в 10%, который допустили магазины, сопоставим с инфляцией за весь прошедший год.

Сейчас ФАС изучает предложение ритейлеров. Отмечается, что оно будет более-менее эффективным и сохранит доступность продуктов, только если его поддержат и другие торговые сети.

По материалам

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»