Банки

ЦБ обязал банки отменить комиссию за снятие валюты

Центробанк провёл проверку законности введения комиссий за обслуживание валютных счетов и пришёл к выводу, что банки нарушают права клиентов. Вероятно, скоро банки одумаются и уберут плату за хранение долларов. Но письмо регулятора гораздо шире. В нём вводится запрет на все комиссии, введённые без согласия клиента. 

Кто ввёл комиссию за валюту?

Для тех, кто пропустил, напомним, что банки недавно начали вводить комиссию за обслуживание валютных счетов. Первым об этом объявил Райффайзенбанк, затем — Тинькофф, а потом подтянулся и Росбанк. Банки объяснили новшество тем, что операции с валютой «могут нести риски» — Запад постоянно вводит санкции, которые ударяют по банковскому сектору. Эксперты к этому добавили, что валюта сейчас банкам не нужна, поэтому они от неё избавляются таким нехитрым способом.

Доллары не нужны. Фото: lucky-women.ru

Раньше банки на валюту покупали иностранные ценные бумаги или выдавали валютные займы. На этом зарабатывали. Сейчас валюта лежит мёртвым грузом и не приносит доход. К тому же ЦБ повысил нормативы резервов по обязательствам в валюте с 2 до 4%, а ещё банки должны делать отчисления в Агентство по страхованию вкладов. Сложив всё это, получаем убыток.

Но какими бы ни были цели у банков, людей новшество обеспокоило, потому что снять наличные доллары получится не у всех из-за ограничений ЦБ, переводить в рубли по текущему курсу невыгодно, а переводить на другие счета тревожно, потому что есть опасение, что комиссия станет новой реальностью, а СМИ дополнительно пугают блокировкой валюты на счетах из-за новых санкций.

Вводить комиссии незаконно

Сейчас беспокойство должно пройти. ЦБ выпустил письмо для банков, в котором заявляет, что введённая в одностороннем порядке комиссия незаконна.

Законодательство не предусматривает права кредитной организации на одностороннее увеличение или установление комиссионных вознаграждений, взимаемых с потребителя за совершение операций по договору банковского счёта, а также возможности предоставления такого права заключённым с потребителем договором

Однако банки оставляют себе лазейку — в договоре пишут, что могут в одностороннем порядке менять тарифы. Когда надо ввести или увеличить какую-либо комиссию, банки на официальном сайте публикуют новость об этом. Если клиенты не возражают, считается, что новые условия они приняли.

Вовремя не прочитал тарифы — остался без денег. Фото: mosregtoday.ru

Банк России считает, что подобная практика нарушает интересы потребителей и применяться не должна.

Уведомление клиентов кредитной организации об изменении условий
путём размещения на её официальном сайте соответствующей информации не может расцениваться как надлежащее изменение условий договора. В случаях с клиентами — физическими лицами изменение договора банковского обслуживания должно быть совершено в форме, которая позволяет однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на новых условиях

ЦБ обещает проверять банки, отслеживать случаи молчаливого введения комиссий без прямого согласия клиента.

Регулятор вынес банкам такие предписания:

  1. Нельзя включать в договор банковского счёта и банковского вклада положений об одностороннем введении и увеличении комиссий.
  2. Нельзя взимать комиссию, введённую банком в одностороннем порядке, если клиент не выразил сознательное согласие.
  3. Проанализировать договоры с физическими лицами и устранить пункты, ущемляющие права потребителей.

Вводя комиссию, надо спросить мнение клиента

Можно предположить, что банки начнут отменять комиссии за хранение валюты. Но в письме ЦБ речь идёт только об уже открытых счетах. Получается, что для новых клиентов банки могут ввести плату за хранение валюты. Также комиссия может появиться при переоформлении и продлении договоров.

Хочется обратить внимание, что письмо ЦБ написано про счета в целом, а не про валюту. То есть банкам запрещено в одностороннем порядке менять или добавлять комиссии. Если вы открыли счёт, где нет платы за снятие наличных в банкомате, то она и не должна появиться. Пункт договора о праве банка менять тарифы в одностороннем порядке, судя по письму ЦБ, применять нельзя. Любые изменения возможны только по согласованию с клиентом. Причём согласие должно быть осознанным, а не молчаливым.

По материалам

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»