Мы уже оправились от первого шока, смирились с тем, что иностранные компании уходят из России. Сейчас пора решать насущные проблемы. Например, что делать, если сломался товар производителя, покинувшего Россию. Не останутся ли владельцы Cannon, HP, Logitech, Samsung, Dell, Apple, Epson, Asus, Nokia ни с чем?
Поскольку мы говорим о технике, купленной в РФ, то и рассматривать будем правила, закреплённые в нашем законодательстве. Юрист Нелли Гурьянова напоминает о нормах закона «О защите прав потребителей»:
Нелли ГурьяноваЮристКомментарий эксперта:Согласно ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» покупатель в случае обнаружения недостатков в проданном ему товаре вправе, в частности, расторгнуть договор купли-продажи и потребовать вернуть уплаченные деньги, либо заменить на товар надлежащего качества, потребовать безвозмездно устранить дефекты или возместить затраты на ремонт некачественного продукта
Покупатель может обратиться с претензией к продавцу, уполномоченной организации, изготовителю, импортёру.
Если товар изготовлен не на территории России, то правила применяются те же самые — покупатель обращается либо к продавцу, либо в сервисный центр производителя.
К кому обращаться сейчас?
Поскольку товар в Россию попадает по разным схемам, то разберём два случая: товар куплен до ввода санкций, завезён прямым импортом и товар куплен после санкций, ввезён параллельным импортом.
Гарантийное обслуживание товара, ввезённого по прямому импорту
При прямом импорте товар в страну ввозится по договорам с правообладателями, которые, в свою очередь, контролируют качество товара, осуществляют его обслуживание, ремонт, следят за репутацией своего бренда. Таким образом, при прямом импорте иностранная компания создаёт на территории России свои «точки присутствия», открывает сертифицированные дилерские и сервисные центры и даже, возможно, часть производства. До недавнего времени это единственный путь ввоза иностранных товаров.
Гарантийное обслуживание производят представительства брендов. Покупатели, вероятно, не особо задумывались о том, как организовано гарантийное обслуживание, потому что в большинстве случаев претензии направляли продавцу. Это самый удобный способ.
Все претензии — продавцу. Фото: tut-magaz.ru
Допустим, купив некачественный телефон в компании «Сотовичок», покупатель направлялся с претензиями именно туда. Продавец принимал телефон на проверку качества или в ремонт, отправляла в авторизованный сервисный центр. Тут телефон проверяли, выясняя причину поломки, искали нарушение правил эксплуатации, при необходимости — чинили.
Гарантийное обслуживание товара, ввезённого по параллельному импорту
Параллельный импорт – это ввоз в страну товаров без согласия правообладателя. Но это вовсе не означает, что продукция завозится контрафактная или некачественная. Это не означает также ввоз в нарушение законодательных норм.
Сделки заключаются в рамках правового поля – продукция легально покупается в стране, где правообладатель бренда её легально реализует, затем она ввозится на территорию России с соблюдением всех правил и с уплатой всех таможенных платежей.
Правообладатель не сможет запретить реализовывать свою продукцию на отдельных территориях, поскольку в мире действует свобода торговли.
С марта в России разрешён параллельный импорт некоторых товаров из перечня, составленного Минпромторгом. В нём в том числе фигурирует портативная и мобильная техника.
Нелли ГурьяноваЮристКомментарий эксперта:Уход брендов с российского рынка не означает прекращение гарантийного обслуживания. По закону, если производитель или импортер приостановили свою деятельность и продажи, это не является основанием для отказа в гарантийном обслуживании. Пока в наличии имеются запасные части, детали и оборудования для ремонта, в гарантийном обслуживании не откажут. По крайней мере до окончания сроков гарантии проданных прежде товаров, изготовителю и поставщику выгоднее обеспечить выполнение своих обязательств
По закону, если продавец не может устранить недостаток, то должен поменять товар или вернуть деньги. Если же откажется, то покупатель вправе идти в суд и требовать не только возврат всей уплаченной суммы, но и штраф.
Предприниматели и крупный бизнес сейчас ищут альтернативные пути поставок запасных частей, альтернативные способы закупок, выстраивают новые логистические схемы. Получится ли у них? Однозначно, да. Вопрос только когда это случится и какая стоимость работ будет, какие возможности останутся.
В любом случае план действий у покупателей, обнаруживших дефект товара, не меняется: идти к продавцу с претензий. Либо обратиться в авторизованный сервисный центр при условии, что они останутся работать.
А могут ли отказать в гарантийном обслуживании, сославшись на форс-мажор?
Потребителю придётся приготовиться к трудностям. Организации по обслуживанию и продавцы могут уклоняться от исполнения своих обязательств. Чаще всего можно ожидать ссылку на форс-мажор. Однако здесь нужно понимать, что отсутствие запасных деталей, решение изготовителя о приостановке своей деятельности в России – не основание уклоняться от ответственности.
Смогут ли продавцы реализовывать технику без гарантии?
Да, такой вариант возможен и это не будет являться нарушением закона. Однако надо понимать, что это вовсе не означает, что покупатель не сможет предъявить требования по качеству товара. В законе «О защите прав потребителей» говорится о разных сроках: гарантийный, срок службы, срок для предъявления претензий, срок исковой давности и т. д. Причём в отношении разных категорий товаров могут устанавливаться разные сроки (а могут и не устанавливаться вообще). Юристы помогут разобраться в каждом конкретном случае применительно к конкретному товару или продукции.
По материалам