Сенсационное решение по скандальному делу. «Тинькофф» обязали вернуть списанные за конвертацию деньги
В споре «Тинькофф» банка с клиентами из-за списания денег со счетов пока выигрывают клиенты. Новость можно отнести к разряду сенсационных. Но обо всём по порядку.
Для тех, кто не слышал о скандале, напомним. В феврале 2022 года, когда курс доллара был огромным, а интерес к конвертации валюты ажиотажным, клиенты банка «Тинькофф» обнаружили, что если менять рубли на фунты, а потом фунты на доллары, то курс обмена делается выгоднее, чем при прямой конвертации. Так были обменяны миллионы рублей.
Банк посчитал, что клиенты так неосновательно обогатились, воспользовавшись уязвимостью системы. На этом основании банк списал со счетов тех, кто проводил обмен, деньги. Средства пропали у людей с рублёвых, долларовых счетов, а если имеющейся суммы не хватало, то открывался овердрафт. То есть клиентам ещё и начислялись проценты.
Клиенты банка пошли к юристам. Василий Черепанов, партнёр ПРОО ЗПП «Инициатива» в своём телеграм-канале «Защита прав потребителей» рассказывает, что финансовый уполномоченный, к которому было направлено обращение, поддержал клиентов банка и обязал «Тинькофф» вернуть списанные средства.
Для защиты клиентов, как пишет Василий Черепанов, была выработана такая позиция:
- Цену продажи валюты установил банк, а не клиент.
- Никаких противоправных действий клиенты банка не совершили, все операции были совершены в рамках договора, иного банком не доказано.
- Предпринимательская деятельность банка является рисковой. Она не всегда приводит к получению прибыли, и банк должен самостоятельно нести ответственность за свои ошибки, а не перекладывать её на своих клиентов.
У банка есть право обжаловать решение. Вероятно, он им воспользуется. Но на этом этапе пути можно заявить, что клиенты побеждают, прецедент создан.