Покупатели против продавцов. Как люди зарабатывают на потребительском терроризме?
Мы обычно пишем о том, как покупателю защитить свои права — вернуть некачественный товар, не переплачивать за неверные ценники и прочее. Но иногда надо защищать продавцов, а не покупателей, поэтому расскажем о потребительском терроризме.
Общество вывело такое понятие потребительского терроризма — недобросовестные действия покупателя против компании с целью получить деньги за качественный товар или услугу, взыскав с компании дополнительно штрафы и пени.
Примеров множество. Каждый продавец может рассказать о своей встрече с хитрым потребителем.
Покупатели Wildberries и других интернет-магазинов пользуются нормой закона, которая разрешает вернуть товар, купленный дистанционно, в течение 7 дней. Причём ограничений, как для обычных магазинов, нет — можно вернуть бельё, колготки, косметику, телефон. Единственное условие — не нарушена целостность упаковки и сохранён первоначальный внешний вид.
Условно говоря, можно купить фотоаппарат, отснять вечеринку и вернуть обратно. Продавцы жалуются, что потребители воруют косметику из коробки прямо в пункте выдачи или сдают одежду (даже нижнее бельё) после носки.
Покупатели AliExpress умышленно портят товар, а потом подают претензию, чтобы получить деньги и оставить вещь себе. Есть и более циничные потребители — уверяют, что в посылке лежали камни, а не заказ.
Обычные магазины тоже сталкиваются с потребительским терроризмом. В этом случае покупатели действуют через суд, заставляя продавца вернуть деньги за товар, пени, судебные расходы, моральный ущерб и многое другое.
Роспотребнадзор не признаёт понятие потребительский терроризм, считая, что покупатели правы, а компании просто не хотят выполнять требования. Кстати, закон тоже целиком и полностью защищает потребителя.
Юрист Нелли Гурьянова, комментируя явление, отмечает:
Чтобы не попасть в ситуацию с потребительским терроризмом, компания должна досконально знать законодательство и понимать, что у покупателя много рычагов давления (жесткие сроки, возможности считать пени, высокие штрафы), поэтому лучше держать штатного юриста или работника на аутсорсе.
Например, в Законе «О защите прав потребителей» есть ст. 22, где установлен десятидневный срок для удовлетворения требований покупателя. Как мы видим, срок короткий, а в него надо уместить проверку качества товара, ведь продавец должен убедиться, что требования заявлены основательно. Поскольку большинство таких проверок можно провести исключительно через экспертизу, то времени на это отведено очень мало. А сроки зачастую считаются компаниями неверно. Этим пользуются террористы, заявляя необоснованные претензии и, выждав 10 дней, считают пени, которые в последующем заявляют в суде.
Компании надо знать подобные нюансы. Без опытного юриста будет сложно отрабатывать претензии.
Как предупредить потребительский терроризм?
- Самим соблюдать Закон о защите прав потребителей, не давая поводов для возврата товара или обращения в суд.
- Фиксировать всё общение с покупателем документально. Например, по ст. 22 ЗоЗПП ответственность за нарушение 10-дневного срока только если компания виновна. Причём доказывать невиновность необходимо самой компании. Если продавец пропустит время ответа на претензию, то суд скорее всего не поверит в невиновность и заставит платить пени. Поэтому компании важно ответить на претензию и зафиксировать это, например, уведомлением о вручении письма. Так продавец докажет, что пошёл на контакт с покупателем и изъявил желание урегулировать конфликт без привлечения суда.
- Требования, которые потребитель выдвинул законно, удовлетворять в законные сроки или мотивировано отказывать.