ЦБ карающий. Регулятор примет закон, который обяжет работников говорить всю правду о продукте
31.01.2022
0 25 5 minutes read
По сей день банковские сотрудники продают гражданам иногда не нужные, а иногда даже вредные финансовые продукты. А тем временем Банк России уже кует карательные законодательные акты. Рассказываем, кому и чего теперь стоит опасаться.
В октябре первый заместитель председателя ЦБ России Сергей Швецов рассказал о том, что регулятор готовит очень важный для россиян подзаконный акт. Документ установит «дружелюбные» к частному покупателю правила продажи банками сложных финансовых инструментов. И банкиров за нарушения этих правил станут беспощадно штрафовать.
Сейчас экспертизу подзаконного акта, обязывающего банки подробно рассказывать про финансовые продукты, проводит Минюст. До момента, когда за неисполнение требований регулятора банкиров начнут наказывать, осталось совсем недолго.
Тем не менее, гражданам по-прежнему рекомендуется не поддаваться на банковские уловки. Пока нет нормативного акта и документ не вступил в силу, – нет доказуемого факта мошенничества – нет и юридического наказания.
В чащобу путь его лежит
В недавнем докладе «Управление финансовым продуктом: подходы к оценке и управлению потребительскими рисками» ЦБ кропотливо расписал, за какие хитрости граждане могут потребовать справедливого возмездия.
Прежде всего, ЦБ рассчитывает пресечь неполное или некачественное информирование клиентов о содержании, свойствах и рисках финансовых продуктов.
Вот, например, стандартный перечень таких уловок:
информация о финансовых продуктах подается в излишне сложной форме (как говорится, «даже Бармашлыг ногу сломает»);
бесконечные тексты подсовываются без выделения важных моментов;
от профессиональной лексики взрывается мозг;
пестрят неудобоваримые и громоздкие юридические формулировки;
а тут еще всплывает коварный мелкий шрифт…
Ещё один смертный грех – искажение информации и введение потребителя в заблуждение. Например, когда сотрудник банка бесцеремонно врет о плюсах своего товара, или демонстрирует дремучую некомпетентность.
Обратная ситуация – умалчивание важных подробностей. Тоже довольно распространенная практика, когда сотрудник банка рассказывает только о достоинствах и преимуществах продукта, но ни слова не говорит о возможных рисках и издержках.Приведу пример: на рынке широко практикуются дистанционные способы заключения договоров, а также подача заявок на приобретение инвестиционных паев ПИФов. Но кто сходу знает о том, что возможность для дистанционного расторжения потребителями договоров предоставляется далеко не всегда – об этом продавцы предупреждать не спешат.
Улыбка Чеширского Кота
Член Совета директоров, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута делится своей историей:
Год прошел, но ничего не изменилось.
Высоких полон дум
Совсем недавно господин Савенок составил создать своеобразный рейтинг того, что банки навязывает клиентуре.
На первом месте инвестиционные облигации, то есть – структурные продукты. Причем среди прочего человеку рекомендуются весьма рисковые бумаги с базовым активом в виде акций нескольких компаний. Иначе говоря, банк банально намерен заработать на максимальной комиссии, хотя клиент запросто может уйти в минус.
На втором месте – собственные ПИФы и доверительное управление. Причем, напирают на результаты ПИФов акций или облигаций в прежние годы.
Третьими идут дивидендные акции. «То, что компании не гарантируют выплату дивидендов (а иногда вообще их не выплачивают) мало волнует тех, кто предлагает такие инвестиции»», — обращает внимание эксперт.
На четвертом месте высокодоходные – они же «высокорисковые» — облигации. «Скандал с «Роснано» говорит о том, что даже у квазисуверенных облигаций есть риск дефолта. Что уж говорить о «мусорных» облигациях…», — напоминает эксперт.
На пятом – пресловутые инвестиционное и накопительное страхование жизни.
«85% всех предложений – шлак!», — выносит приговор эксперт.