Готовы ли россияне расплачиваться по QR-кодам?
Понятие «QR-код» теперь неотделимо от антиковидных ограничений. Но в нашу жизнь постепенно проникают и другие QR-коды – те, с помощью которых можно расплатиться через Систему быстрых платежей. Такая возможность появилась у россиян в 2020 году (первые платежи совершены в 2019-м, но крупные банки подключились к сервису не сразу). И поначалу перспективы нового способа оплаты вызывали сомнения, да и сейчас они окончательно не ясны.
Действительно, если при заказе в интернете мы привыкли совершать несколько действий, то в офлайне всё быстрее – приложил к терминалу карту или смартфон, и товар оплачен. Использование QR-кода, который требует возиться с мобильным приложением, сканировать код и подтверждать транзакцию, кажется шагом назад. Опрос, проведённый НАФИ в конце 2020 года, показал, что хотя четверть респондентов уже пользовались новым способом оплаты, удобным его считают всего 7% (даже наличные получили вдвое больше голосов). Однако тот же опрос продемонстрировал и некоторый интерес к новинке: лишь 16% заявили, что точно не будут расплачиваться в магазинах по QR-коду, остальные допускали, что иногда будут им пользоваться.
Пока оптимизм, кажется, оправдывается: если в 2020 году через Систему быстрых платежей было куплено товаров и услуг на 4 млрд рублей, то в 2021-м за один лишь октябрь эта цифра составила свыше 10 млрд рублей. Впрочем, при месячных оборотах российского ритейла в 3-3,5 трлн рублей это совсем немного. Не выйдет ли так, что объёмы оплат по QR-кодам вскоре перестанут расти, а сам этот способ останется экзотикой? Банковские эксперты, занимающиеся эквайрингом, полагают, что бояться особо нечего.
Директор департамента эквайринга банка «Открытие» Александр Дынин говорит:
Мы считаем, что система будет продолжать динамично развиваться, в том числе за счёт новых технологических решений. Следующий год должен быть экспоненциальным с точки зрения прироста сети и увеличения объёма операций