Ноша Renault оказалась не по силам «ВАЗу». Как теперь починить машину?
После ухода из России зарубежных автомарок, у владельцев таких машин сразу возник вопрос — а как и где они будут проводить сервисное обслуживание? Надеяться на оригинальные запчасти в условиях санкций было наивным заблуждением. Казалось бы, лучше остальных ситуация должна быть у владельцев Renault. Ведь его приемником стал родной «АвтоВАЗ», который и должен отвечать по всем гарантийным случаям. Однако и с ним оказалось не всё гладко.
16 мая Renault заявил о передаче своих активов — доли в «АвтоВАЗе» и собственного завода в Москве институту НАМИ и правительству Москвы. Само производство новых автомобилей полностью прекращено. Сервисным обслуживанием Renault в России теперь занимается «АвтоВАЗ». Дилеры смогут работать под брендом французской компании ещё три года, пока не закончится гарантия на недавно выпущенные автомобили.
К кому с гарантией?
Гарантийный ремонт проводится за счёт производителя. И Renault обязалась продолжить поставки запчастей через «дочку» «АвтоВАЗа» — «Лада Имидж». Как заявил президент Ассоциации дилеров Renault в России (АДР) Эдуард Маркман, завозить в Россию будут даже те детали, которые находятся под санкционными ограничениями — электронику, а также тяжёлую механику: коробки передач, двигатели в сборе и т. п.
Но несмотря на то, что формально с точки зрения закона ничего не поменялось, владельцы марки Renault с начала лета начали жаловаться на нехватку оригинальных запчастей в сервисах. Видимо, как и во многих других областях, известие об уходе иностранной компании вызвало ажиотажный спрос. В сервис потянулись и те, кто давно откладывал ремонт и те, кто решил что-то заменить впрок. Да и сами автовладельцы начали запасаться наиболее ходовыми запчастями. Прибавим сюда ещё и проблемы с логистикой, которая не решена с пандемийных времён и общее повышение цен. Какое-то время использовались запчасти из старых складских запасов. А в некоторых случаях, как пишет «Российская газета», дилеры даже предлагали альтернативу в виде неоригинальных деталей.
При этом Минпромторг запретил выборочный импорт автомобилей Renault. Марку специально исключили из списка параллельного импорта, так как АО «АвтоВАЗ» принял на себя обязательства по обеспечению гарантийного обслуживания, включая торговлю запчастями.
Запчасти подвезли?
Оставалась надежда, что проблемы связаны с переходным периодом и они вскоре закончатся. Однако, судя по сообщениям на тематических форумах владельцев Renault, дилеры обслуживают клиентов с перебоями. Кто-то пишет, что при обращении (в июне) их просят подождать до августа—сентября. Некоторые делают предположения, что проблема возникла из-за того, что «официалы» продают запчасти другим сервисам. Те отремонтируют авто без проблем, но за деньги, а вот с гарантийными случаями связываться сейчас никто не хочет. Звучат и пессимистические ожидания, что даже если всё и наладится, то качество уже будет не то. В пример такой негативной трансформации проводят McDonald’s, превратившийся во «Вкусно — и точка», где всё не так — начиная с отсутствия картофеля фри и заканчивая ставшими вдруг грязными туалетами.
Впрочем, буквально сегодня появилась информация, что к дилерам начали поступать оригинальные запчасти Renault. Правда, как рассказал «Известиям» один из менеджеров сервисного центра, пока что список запчастей неполный.
В чём правда?
В любом случае закон на стороне российских автомобилистов. За отсутствием поставщика/производителя всю ответственность несёт продавец. И гарантийные обязательства никуда не пропадают, ведь они были заложены в стоимость автомобиля.
К слову, ранее представители организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) уже подали иск к General Motors, Mercedes, Volkswagen и Toyota Motor с требованием прекратить исполнение санкций и возобновить поставки в Россию. И претензии предъявлены именно российским юридическим лицам, которые импортировали продукцию этих компаний, в том числе автомобили и автозапчасти. Отмечается, что клиентам отказывают в ремонте и техобслуживании автомобилей и не дают использовать «право на безвозмездное устранение производственных недостатков».