Банки

В школу можно не ходить. Как организовать семейное обучение

Представьте: вы будите ребёнка в 6 утра. За окном темень, холод и метель. Но вам надо выходить из уюта квартиры в эту непогоду, чтобы отвести ребёнка в школу. Не просто отвести, а ехать в переполненном транспорте с портфелем, сменкой, лыжами и скрипочкой. Между тем кто-то спит столько, сколько хочется, или путешествует по миру с семьёй, потому что дети учатся в модном формате «вне школы» — им не надо никуда ходить. Вероятно, кто-то о подобном не слышал. Традиционные школы не торопятся консультировать родителей по альтернативным форматам обучения. Но это не означает, что получать знания дома плохо, а родители, согласившиеся на это, хиппи. 

Устал ходить в школу. Фото: proforientir42.ru

Что такое семейное образование?

Вопросы школьного образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Общее образование в России может быть получено в разных формах:

  • в очной, очно-заочной, заочной в учреждениях образования;
  • в форме семейного образования;
  • в форме самообразования (для учащихся старших классов).

Если с первой формой, которая проводится в школьных стенах, более-менее все понятно, то про семейное стоит дать некоторые пояснения.

Семейное образование – это форма получения знаний в семье силами родителей либо приглашенных педагогов, либо с помощью образовательной организации, выбранной родителями.

То есть ребёнок не ходит в школу в традиционном понятии, не сидит на уроках. Родители сами выбирают, как его учить: нанять репетиторов по всем предметам, учить самостоятельно или обратиться в специальной онлайн-школу, которая специализируется на семейном образовании.

Вне зависимости от формы обучения ребенку выдаются документы, которые подтверждают наличие установленного уровня знаний. Иными словами, цель любого процесса обучения – достигнуть определенного объема знаний и навыков, которые определены образовательными стандартами. Но дойти до этой финальной точки с получением подтверждающих документов можно разными «дорожками» — в рамках школы или вне школы. И семейное образование – это одна из таких дорожек.

Получается, что семейное образование не предполагает никакой анархии. Ребёнок учится не хаотично, а с учётом образовательных стандартов. Не может быть такого: родители решили, что Вове литература не пригодится в жизни, поэтому мы не станем её изучать. Если в образовательном стандарте есть литература, то придётся её учить. Однако можно сократить количество часов, отпущенных на литературу, потому что цель не отсидеть урок, а получить знания.

Проверка полученных знаний в любом случае будет. Документ об образовании тоже.

Что нужно знать про семейное образование

  1. Выбрать эту форму получения знаний – право учащегося и его родителей. Причем этим правом они могут воспользоваться на любом этапе обучения. Ученики любого класса в любое время (даже в течение учебного года) могут перейти на семейную форму образования. Не может быть ситуации, что «школа не отпустит», «создадут всяческие препятствия», «не возьмут обратно» и т. д.
  2. Ребёнок даже на семейном обучении учтён в государственной системе. Родители должны обратиться в администрацию района (города) по месту жительства, в отдел образования, и написать заявление в свободной форме. Если выбирается школа, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестаций, то в заявлении следует указать это учреждение. Но делать выбор не обязательно во время подачи документов. В ответ на заявление администрация направляет письмо в адрес родителя с извещением, что информация принята, ребенок учтен и прикреплен к выбранной школе.
  3. Ученики на семейном образовании не должны сдавать аттестации по окончании каждого учебного года. Для получения документов достаточно пройти государственную итоговую аттестацию в школе с аккредитацией. Остальные аттестации и тестирования – добровольные, по желанию родителей и ученика. Также есть право на аттестации экстерном. Это означает, что если родители забрали ребенка на семейное обучение, допустим, во втором классе, то для получения итоговых документов ребенок должен пройти тестирование в 9 классе. Обязанности сдавать экзамены ранее 9 класса не предусмотрено.

После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определенные обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:

  • бесплатно предоставить учебники и необходимую литературу, которая есть в школьной библиотеке;
  • консультировать и оказывать помощь в обучении;
  • предоставить возможность пройти добровольные и обязательные государственные аттестации и выдать по итогам успешного прохождения документы государственного образца.

В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.

В чем отличие семейного образования от домашнего обучения?

На первый взгляд, ситуация одинаковая – ребенок учится дома. Но с юридической точки зрения разница глобальная.

Семейное образование. Фото: detskisad1. ucoz. net

Семейное образование предполагает учебу вне школы (то есть школа не несет ответственности, чему и как учится ребенок). Домашнее обучение – это получение образования в школе, но не на ее территории. При домашнем обучении школа контролирует весь процесс. Ребёнок учится по программе школы, занимается со школьными учителями, но находится при этом дома.

Перейти на домашнее обучение просто по желанию родителей невозможно, оно доступно только при определенных условиях, когда ребенок по уважительным причинам не в состоянии присоединиться к классу в школе. Например, он имеет инвалидность или проходит длительное лечение или реабилитацию. Учителя, получая заработную плату в школе, обеспечивают усвоение материала дома. Такое обучение еще иногда называют надомным. Оно может быть временным или постоянным в зависимости от обстоятельств. То есть это не отдельная форма образования, а вид очного или очно-заочного школьного обучения.

Огромное отличие есть и между семейной формой образования и дистанционным обучением. Дистанционное обучение — это лишь способ, вариант прохождения обучающей программы. Оно также не является формой получения образования.

Дистанционные технологии могут применять ученики, находящиеся на очном школьном обучении (как мы все видели в период пандемии), ученики на домашнем обучении (когда учитель не приходит лично, а ведет урок через интернет), либо учащиеся на семейной форме обучения (когда родители выбирают различные интернет-программы обучения и ребенок усваивает их дистанционно).

Не стоит путать семейное образование (форма образования) с домашним обучением (способ организации получения знаний в рамках обычной школы) и дистанционным обучением (вид передачи знаний в рамках любых форм образования).

Плюсы и минусы семейного обучения

Ничего в нашем мире нет однозначного. Из явных плюсов семейного обучения можно отметить такие: это самая гибкая форма обучения без привязки к месту, конкретному учреждению, к требованиям школы. Ребенок учится в своем темпе, с учётом своих интересов, особенностей, потенциала, темперамента. Здесь максимум свободы в плане выбора программы, педагогов и наставников, способа получения знаний.

Например, ребёнок может легко совмещать учёбу и спорт, потому что нет жёсткого графика обучения — расписание составляет ребёнок и родители самостоятельно. Также можно выбирать учителей, что невозможно в формате традиционного обучения.

Но и у «семейников» есть проблемы. Много работы ложится на плечи родителей – именно они должны выстроить систему, постоянно контролировать, мотивировать, искать педагогов, вкладываться в образование силами, средствами, нервами и большим количеством времени.

В России семейное образование не очень популярно. Оно вызывает много критики. Семьи, выбравшие учёбу вне школы сталкиваются с непониманием. Приходится объяснять окружающим, что с ребёнком и его родителями всё нормально.

Семейная форма образования подходит не всем детям и далеко не всем родителям. При малейшем конфликте в школе бежать писать заявление в администрацию – очень опрометчиво. Надо учесть всю имеющуюся информацию.

Бытует мнение, что «дети-семейники» изолированы, не социализированы, они проводят все время дома в учебе. Но у свободных от школы детей, которые не тратят время на дорогу и дополнительные школьные активности, появляется возможность регулярно посещать дополнительные занятия, общаться со сверстниками в неформальной обстановке.

А как с личным делом?

Кстати, этот вопрос не урегулирован прямо законодательством. На практике, если родители прикрепляют ребенка к конкретной школе при переходе на семейное образование, то личное дело может храниться в учебном заведении. Но допускается вариант с хранением дела в отделе образования администрации населенного пункта или вообще дома.

Выбор в пользу семейного образования должен быть сделан взвешенно и осознанно. Но очень радует, что родители получили альтернативу, выбор, а технологии и возможности современных коммуникаций открывают новые горизонты в том числе и в сфере образования.

По материалам

Добавить комментарий

Back to top button