Что делать, если на кассе потребовали больше денег, чем на ценнике?
Помните распространённую обидную ситуацию в магазине: выбрали себе шоколадку по акции за 59 рублей, а уже на кассе узнали, что на самом деле цена 159 рублей — это просто продавцы из зала своевременно ценник не поменяли. А ведь шоколадку уже хочется побыстрее съесть, ещё сзади недовольно ропщет очередь, намекая, что надо побыстрее расплатиться и не задерживать народ. Сейчас фокус с ценниками приобрёл новое звучание. Во-первых, люди острее реагируют на повышение цены. Во-вторых, продавцы, прикрываясь нестабильностью, прямо заявляют — проходит переоценка, поэтому стоимость уточняйте на кассе. Создаётся видимость, что всё легально. На самом деле закон по-прежнему на стороне покупателя.
Мы просто не успеваем за ценами
Местные паблики многих городов завалены жалобами на магазины. Роспотребнадзору тоже приходится разбирать поток обращений. Тема недовольства одна — ценники не соответствуют стоимости товара.
Причём раньше проблема была единичной и «тихой». Неправильный ценник скромно прятался на полках и о нём, возможно, не знали даже продавцы.
Сейчас же магазины делают вид, что неверные ценники — норма для нестабильной ситуации. Например, вешают объявление «Идёт переоценка товара — стоимость уточняйте на кассе». Внешне всё честно — покупатели предупреждены.
Ещё одна уловка, о которой рассказывают покупатели: продавец сразу подходит к человеку, заинтересовавшемуся товаром, и говорит, что актуальные цены на сайте и показывает, что там действительно чайник стоит вместо 2 100 рублей 2 900.
Интернет-магазины тоже пользуются ситуацией. Например, после оформления заказа звонит менеджер и говорит: «Тысяча извинений, но новая партия товара пришла уже по новой цене. Вам придётся доплатить N рублей, чтобы получить заказ».
Можем поспорить, что многие не станут ругаться и просто заплатят столько, сколько просит продавец. Кто-то не знает прав, кто-то не любит ругаться из-за нескольких сотен рублей, а кто-то хочет быстрее получить покупку.
Оказывается, что это незаконно
Чиновники из всех ведомств в один голос утверждают: магазины действуют незаконно.
Например, завсектором по защите прав потребителей в сфере торговли и бытового обслуживания горадминистрации Хабаровска Алексей Кондратьев пояснил местным журналистам:
Есть правила продажи товаров по договору купли-продажи. Так вот там написано, что на каждом товаре должен быть ценник. Да, сейчас ценники меняются, и может быть ситуация, когда стоимость товара, который лежит на полке, обозначена, к примеру, в 500 рублей, а на кассе вам пробивают его за 600 или все 700 рублей. Нет! Крупу, консервы или овощи должны продавать по той цене, которая указана на ценнике
Закон тоже запрещает магазинам подобные манёвры. По Гражданскому кодексу ценник — публичная оферта, вид договора. То есть продавец обязан продавать товар по ценнику.
То же самое с интернет-магазинами. По какой цене заказ оформлен, по той и продавайте.
В прошлом году был случай с «Озон». Из-за сбоя некоторые товары стали стоит неприлично дёшево — по одному рублю. Покупатели, заметившие это, наоформляли заказов, а интернет-магазин потом их отменил. Роспотребнадзор был категоричен — покупатель имеет право забрать товар по предложенной цене.
Настроение покупателей?
Впрочем, у продавцов может и не быть злого умысла. Цены действительно меняются часто и на большое количество товара, а продавцам надо успеть распечатать, вырезать и расставить по местам новые ценники.
«Известия» цитируют председателя правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина:
Что касается продуктовых магазинов, то их вообще рассматривают как спасителей — люди радостно скупают вещи и продукты, с которыми еще несколько дней назад были перебои. Примечательно, что жалоб на «нормирование» отпуска товаров тоже не поступает — берут в пределах отведенных норм с благодарностью. На такие мелочи, как несоответствующий ценник или его отсутствие, потребитель и вовсе не обращает внимание
Но закон никто не отменял. Если цена на кассе оказалась выше, чем на ценнике, лучше мирно на это указать кассиру и попросить продать по заявленной стоимости. Без конфликта и жалоб, но настойчиво. Всё-таки на покупателей деньги тоже не с неба сыплются. Лучше себе в убыток покупки не делать.