Вот это номер! Мужчина потерял полмиллиона рублей из-за оплошности сотового оператора
Мошенники используют миллион разных способов украсть деньги с банковских счетов россиян. Одна из популярных схем — получить доступ к номеру телефона, привязанному к банковской карте. С ним можно и приложение банка установить на свой телефон, и потратить все деньги со счёта. Кто в таком случае должен вернуть деньги человеку, разбирался Верховный суд.
Замена SIM-карты
21 ноября 2019 года Армен Акопян получил сообщение от оператора «Билайн» о замене SIM-карты. Поскольку мужчина не подавал заявление, он позвонил в кол-центр и сообщил об этом. Оператор не принял устное обращение. Поэтому абоненту пришлось пойти в офис оператора и написать заявление, что его номер «восстановил» мошенник.Но самое интересное, что оператор заблокировал выданную мошеннику SIM-карту только через четыре дня — 25 ноября.
За это время преступник получил доступ к счетам мужчины в двух банках — Связь-Банк (присоединён к Промсвязьбанку) и банк «Восточный» (куплен Совкомбанком). Как утверждает Акопян, в результате были похищены 503 000 рублей из первого банка и 15 600 рублей из второго.
Пострадавший обратился в суд и потребовал взыскать с «Билайна» похищенные суммы, недополученные проценты в размере 201 075 рублей и моральную компенсацию в 777 777 рублей.
Замоскворецкий районный суд Москвы отклонил требования мужчины. Во-первых, суд решил, что оператор сотовой связи не может влиять на банковские операции абонента. Во-вторых, на момент списания денег истец имел доступ к банковским счетам. В-третьих, он не предоставил доказательств того, что убытки возникли по вине сотового оператора.
Последующие суды оставили решение в силе, и тогда Акопян пожаловался в Верховный суд. На заседании ВС выяснилось, что оператор не может предоставить копию доверенности, на основании которой была выдана SIM-карта. Также оказалось, что истец после утраты номера не спал три ночи, потому что отменял банковские операции, которые пытался провести преступник. Как заявила представитель одного из банков, операции по счёту с 21 по 25 ноября 2019 года не были исполнены. То есть мужчина не пострадал с финансовой точки зрения.
Тем не менее, Верховный суд отменил все предыдущие решения. Дело направлено на новое рассмотрение. На каком основании принято такое решение, пока неизвестно — постановление будет опубликовано позднее (дело № 5-КГ21-175-К2).
Послесловие
Оказавшись в подобной ситуации, нужно:
- требовать от оператора моментальной блокировки SIM-карты,
- заблокировать все карты, которые привязаны к номеру телефона,
- написать заявление в банки на случай кражи денег.
Если всё это сделать в течение 24 часов, то мошенникам либо не удастся украсть деньги, либо банки будут обязаны вернуть похищенное. Так как клиент не передавал никому персональные данные.
Что же касается того, кто в данном случае должен вернуть деньги, то, скорее всего, оператор сотовой связи. Потому что он не может подтвердить, что заменил SIM-карту на законных основаниях. К тому же в течение четырёх дней не блокировал номер, хотя владелец сообщил о краже. Но всё зависит от Верховного суда.