Потерялся SWIFT-перевод. Есть ли шанс вернуть деньги?
29.07.2022
0 101 6 minutes read
Первый шок, связанный с работой банков, кажется, уже прошёл. Однако проблем меньше не становится. Выяснилось, что, столь привычная ранее система SWIFT-переводов за рубеж, теперь таит в себе множество неизвестного и пугающего. А дойдут ли деньги до адресата? А что будет, если они потеряются по пути? А кто и какие гарантии возврата мне может дать? И что делать, если всё-таки деньги где-то застрянут? Мы поговорили с представителями банков и юристами, чтобы выяснить нынешнее положение с переводами и возможностями не потерять свои кровные.
Об отключении России от системы SWIFT Запад заговорил ещё в конце февраля. И хотя некоторые экономисты пытались успокоить людей, говоря, что наша страна обладает своей аналогичной системой, и что «зарубежные партнёры» тоже пострадают от этого, реальность оказалась несколько иной, чем её представляли.
12 марта от SWIFT отключили ВТБ, банк «Россия», ФК «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ. Позже к ним добавились Сбербанк, Россельхозбанк и Московский кредитный банк. Кроме того, некоторые банки попали в список SDN. Это «чёрный список» людей и организаций, с которыми гражданам США запрещено вести бизнес. У попавшего в blacklist банка замораживают активы в США и запрещают расчёты в долларах с любыми американскими контрагентами. Такие санкции были применены, в частности, к Альфа-банку. А банк «Тинькофф», хотя и не попал ни под какие санкции, сам решил приостановить исходящие переводы по этой системе до 1 октября. Уж слишком хлопотной оказалась в нынешних условиях эта простая банковская операция. До 3 августа через банк можно сделать лишь один SWIFT-перевод в долларах.
SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) — система обмена сообщениями между банками. Объединяет более 14 тысяч финансовых структур более, чем в 200 странах мира. Ежедневный объём операций — свыше 30 млн.
В остальных кредитных организациях, не отключённых от SWIFT, международные денежные переводы идут дольше обычного, в несколько раз увеличилось число отказов перевода, участились потери денежных средств. К примеру, если ранее SWIFT-перевод занимал не больше одного дня, то теперь в лучшем случае деньги дойдут за три. А иногда эта операция может растянуться на недели или даже месяцы.
Что с переводами?
Как нам рассказал председатель правления банка «Держава» Алексей Скородумов, с февраля сроки увеличились в среднем на 1-2 дня, т. е. варианта 15 минут уже нет, но в целом, как и раньше, волноваться следует, если платёж не прошёл за 3 дня.
В «Уралсибе» заявили, что направляют платежи своих клиентов на исполнение банкам-корреспондентам строго придерживаясь сроков, указанных в действующих тарифных планах банка, но не позднее следующего рабочего дня:
Сроки исполнения иностранных банков корреспондентов — от одного дня до трёх недель и более. Бывает, что перевод задерживается на каждом этапе своего прохождения, т. е. в каждом из банков-участников расчётов
Отметим, что с 30 июня Центробанк разрешил переводить за рубеж до 1 млн долларов в месяц. Ранее лимит был ограничен 150 000 долларов.
Где наши деньги?
Однако в реальности проблема куда серьёзней, чем задержка перевода. О её масштабах свидетельствует появление Telegram-чата «SWIFT — пропали деньги», который насчитывает больше 9 000 человек. Люди делятся своими историями о застрявших переводах и способах их вернуть.
«4 апреля отправил перевод в Лондон, так и не дошли. Пропали», — пишет участник чата под ником Alex. «У нас Модульбанк отправил платёж через Bank of America, так и висит там с 6 июля 18 июля. Запросили доки и пропали», — жалуется Denis G. «В марте ушли деньги со счёта в Commerzbank в Германии на счёт в банке ВТБ в Москву. Пропали. Оба банка не дают никаких справок, пеняют на санкции и друг друга», — рассказывает Me Me. «9 июня отправили перевод в евро через Росбанк, ушли 15 июня и 29 июня сели на счёт банка корреспондента Societe Generalе (Франция) — до сих пор там висят. Статус «On Hold». В банке говорят — ждите. Сроков нет!», — пишет пользователь M.S. «Отправлял с Райффайзенбанка, ушли без проблем, но в итоге зависли на месяц с небольшим и вернулись. В Райфе сказали, что деньги не принял банк получатель, но никаких комментариев не оставил», — рассказал Ivan.
Кто виноват?
Стоит учитывать, что в переводе участвуют не только банк-отправитель и получатель, но и посредники в виде банков-корреспондентов. На каждом этапе перевод проходит свою проверку, как почтовая посылка — переходя от одного пункта к другому. Зачастую западные банки запрашивают дополнительную информацию по переводу, например, его цель или уточняют взаимоотношения между отправителем и получателем.
По словам Скородумова, причины могут быть разными, от ошибки в реквизитах до политики любого банка-посредника.
В автоматическом режиме платежи из РФ международные банки перестали обрабатывать, а при визуальном контроле исполнитель может принять любое решение, ведь в самой платёжке довольно мало информации о сути трансакции
Работой посредников объясняет задержки и операционный директор казначейства Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Владимир Зотов.