Банки

Страна перестанет работать на Москву? Распределение налогов изменится

Говорят, обещаютСегодня в 13:24 1060

Многие россияне, которые приезжают в столицу из регионов, уже через несколько дней начинают завистливо ворчать: «И улицы моют, и дороги ремонтируют, и дома реставрируют, и полиция на каждом шагу, и транспортная сеть развита — сразу видно, на кого вся страна работает». Доля истины в этих рассуждениях есть: в существующей системе имеется ряд законов, по которым в Москве или других крупных городах может оказаться больше налогов, чем по логике положено. Минфин это заметил и предлагает исправить ситуацию.

Содержание

Производим в Воркуте, а налог платить — Москве

Серьёзную долю бюджетных доходов формирует налог на прибыль. Его платят компании по ставке 20%. Из них 3% идёт в федеральный бюджет, а 17% распределяется по региональным бюджетам в зависимости от того, где находятся производства и подразделения предприятия. В некоторых случаях налог на прибыль бывает пониженным.

На первый взгляд, всё неплохо: открыл кафе в Северодвинске, 3% прибыли отдал федеральному бюджету, 17% — бюджету Архангельской области.

Центральные офисы компаний иногда стоят миллиарды и похожи на объекты искусства. Фото: mskguru.ru

Несправедливость начинается тогда, когда речь идёт о корпорации, чьи филиалы разбросаны по стране. Например, есть головной офис крупного застройщика в центре Москвы. Тут и зал продаж с дорогими макетами, и светящийся фасад с презентацией объектов, и собственные проектировщики за новейшими компьютерами, по паре мониторов на каждом. А в регионах — те же проектировщики, но и техника попроще, и зарплаты пониже. И ещё завод железобетонных изделий, оставшийся как наследие советского прошлого, со старинным оборудованием и рабочими-мигрантами.

Так вот, 17% по налогу на прибыль распределяется между подразделениями исходя из доли прибыли, которую они приносят. А эта доля рассчитывается по двум показателям:

  • расходы на оплату труда работников,
  • среднегодовая стоимость основных средств.

Выходит, чем больше основных средств в филиале и чем больше расходов на зарплаты, тем больше налогов остаётся в регионе. Партнёр юридической компании «Taxadvisor» Дмитрий Костальгин поясняет (его цитируют «Ведомости»):

Фонд оплаты труда в штаб-квартире может сильно отличаться от показателей в филиале – уже здесь возникает искажение

В приведённом примере ясно, что и советский завод по стоимости не превзойдёт сверхсовременного офиса в центре столицы, и оплата труда кратно отличается у московских и региональных сотрудников. Поэтому получится, что прибыль в основном принесена головным офисом, и большая часть налога пополнит столичный бюджет.

Удалённые налоги

Другая особенность, которая помогает мегаполисам получать «лишние» налоги, — это удалённые сотрудники. С тех пор, как в этом году вступили в силу поправки в Трудовой кодекс и удалёнщики перестали быть вне закона, многие крупные компании стали нанимать сотрудников в регионах для постоянной удалённой занятости. Это выгодно: таким работникам можно предложить зарплату 30 тысяч рублей в месяц, и в некоторых городах страны она будет конкурентоспособной — от желающих не отобьёшься.

На пляж ходим в Сочи, а налоги платим Москве. Фото: volbusiness.ru

А НДФЛ с их доходов получает тот регион, в котором стоит на учёте работодатель. Эксперт «Высшей школы экономики» Владимир Саськов отмечает:

Сотрудники, проживающие, например, в Московской или Рязанской области, пользующиеся социальной инфраструктурой этих областей (образование, медицина, ЖКХ и т. п.), никоим образом не участвуют в налоговых доходах «родных» регионов, если работают в компании, зарегистрированной в Москве

Мы всё исправим

В связи с этими особенностями Минфин предлагает 2 нововведения. Во-первых, нужно оплачивать налог на прибыль по месту реального производства, а во-вторых — НДФЛ удалённых сотрудников нужно отчислять в бюджет того региона, куда этот сотрудник удалился. По мнению ведомства, при таком раскладе доходы будут более равномерно распределяться между бюджетами субъектов страны.

Эксперты отмечают: попытки пересмотреть и сделать справедливее налог на прибыль власти предпринимают уже третье десятилетие. Дмитрий Костальгин считает, что необязательно вносить такие изменения, можно просто распоряжаться бюджетом:

Государство может само решить проблему через бюджетный процесс: бизнес уплатил налог, и дальше уже Минфин, Казначейство должны распределять средства между федеральным бюджетом и регионами

Также специалисты говорят, что определить, какая доля чистой прибыли корпорации должна принадлежать одному субъекту, а какая — другому, очень сложно, если нет чётких критериев. На сегодняшний день они есть (зарплаты работникам и стоимость основных средств), и если признать их несправедливыми, то нужно придумать другие. Но сделать это непросто.

Так что, видимо, Минфину придётся ещё поломать голову над справедливостью налогообложения, чтобы поставить точку в этом вопросе тридцатилетней давности.

По материалам

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»