Банки

Стратегические планы развития страховой отрасли обсудили на форуме агентства «Эксперт РА»

25 мая 2022 года в Москве состоялся антикризисный форум «Будущее страхового рынка: вне опасности», организованный рейтинговым агентством «Эксперт РА» и аналитической компанией «Эксперт Бизнес-Решения». «» выступил информационным партнером форума.

Мероприятие ежегодно объединяет ведущих экспертов отрасли: представителей крупнейших СК, регулирующих органов, брокеров, кредитных организаций, оценщиков, консультантов и ИТ-компаний. В этом году ключевыми темами стали трансформация бизнеса и адаптация к новым условиям. Участники форума поделились мнениями относительно главных проблем, с которыми столкнулась отрасль, а также идеями и решениями по развитию рынка.

Модератором панельной секции выступила генеральный директор агентства «Эксперт РА» Марина Чекурова. Первым спикером форума стал Игорь Юргенс, президент ВСС. Эксперт обозначил основные факторы, влияющие на рынок страхования, – инфляция, рост ключевой ставки и международные ограничения. В числе мер, необходимых для стабилизации рынка, Игорь Юргенс назвал обеспечение перестраховочных емкостей, смягчение законодательных, регуляторных и надзорных требований, возможности для маневрирования в тарифном регулировании и замещение выпадающих комплектующих (параллельный импорт) для урегулирования страховых событий.

Следующим спикером стал управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам агентством «Эксперт РА» Алексей Янин, который выступил с презентацией обзора «Шесть ударов по российскому страховому рынку: от защиты к развитию». Эксперт представил результаты опроса среди участников рынка. В числе тех самых шести ударов респонденты отметили сложности, связанные с операциями с нерезидентами, уход иностранных IT-компаний, затруднения с зарубежным перестрахованием и проблемы, вызванные автострахованием. Также среди проблем отметили снижение спроса, падение платежеспособности клиентов и инфляционный рост убытков по всем видам страхования. «Мы применили традиционный социологический прием и попросили респондентов оценить ситуацию в своей компании и сравнить ее с другими игроками. По всем направлениям опроса себя игроки видят более позитивно, чем рынок в целом. То есть по сущностным моментам компании оценивают себя оптимистично. Это хороший показатель, который демонстрирует, что, несмотря на трудности, большинство опрошенных уже справляются с ситуацией и купировали самые острые проблемы», – отметил Алексей Янин.

Конференция продолжилась выступлением Андрея Ларкина, генерального директора СПАО «Ингосстрах». Спикер подчеркнул, что в компании каждый день так или иначе сталкиваются с ситуацией неопределенности. Трудности в отрасли связаны в первую очередь с моторным рынком, который сегодня испытывает давление со всех сторон. Со стороны автопроизводителей это снижение продаж и уровня потребительской лояльности, сужение пула партнеров. Со стороны дилеров – падение клиентского спроса, уменьшение маржинальности бизнеса, дефицит запчастей и материалов, снижение уровня клиентской лояльности. Поводом для оптимизма в этой ситуации может служить то, что многие дилеры вышли из оцепенения, в котором они пребывали в начале весны, и резко стали менять бизнес-модели. Спикер призвал автолюбителей аккуратнее вести себя на дороге, так как стоимость ремонта за последнее время выросла минимум на 27%.

Председатель правления – генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах» Геннадий Гальперин отметил, что компания столкнулась с рядом проблем из-за попадания в SDN-лист. Ситуация быстро урегулировалась с помощью ЦБ и РНПК, и это один из важнейших аспектов текущего кризиса: придется полностью перестраивать рынок перестрахования. Эксперт сказал, что «Росгосстрах» сейчас делает ставку на агентские продажи сервисов, а также на китайский рынок. Такой опыт у компании уже есть – первая сделка по продаже продукта за юани уже состоялась. Спикер подчеркнул, что у этого направления есть большие перспективы.

Денис Мусиенко, заместитель генерального директора компании «Тинькофф Страхование», отметил, что параллельный импорт не может быть панацеей, это лишь способ поддержать отрасль на коротком временном горизонте, так как емкость китайских поставщиков небольшая, и ориентированы они прежде всего на собственный рынок. Что касается поведения потребителей: тарифы на пролонгацию договоров растут, но это не приводит к резкому снижению спроса на данный вид услуги, как это было ранее. Спикер подчеркнул, что трудности, связанные с ИТ-составляющей, затронули компанию в меньшей степени. «Тинькофф Страхование» работает на удержание кадров, поэтому отток специалистов не усилился. В части софта на рынке всегда можно найти аналоги или самостоятельно разработать продукты, которых не хватает. Открытым остается только вопрос, связанный с железом, однако с этой проблемой столкнулся весь рынок, и, как ее решить, пока не известно.

Следующим спикером стал генеральный директор компании «Капитал Лайф Страхование Жизни» Евгений Гуревич. Эксперт отметил, что страховой рынок как большая институция оказался очень устойчив к кризису. Однако следует учесть, что сегодня рынок лишь на пороге входа в этот кризис, что будет дальше, не может предсказать никто. Евгений Гуревич рассказал о резком всплеске интереса населения к сбережению в долгосрочных продуктах. Так, за три месяца 2022 года выросли продажи НСЖ и пенсионного страхования, а согласно исследованию НАФИ доля тех, кто откладывает средства, увеличилась с 68% в 2021-м до 81%. Это предпосылка к дальнейшему росту рынка долгосрочных инвестиций. Сегодня под защитой страховщиков жизни 20 млн человек. I квартал 2022 года стал рекордным по выплатам: 75 млрд рублей, +4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.

«В периоды экономической нестабильности у людей меняется потребительская модель поведения. Мы наблюдали это и в 2008, и в 2014 году: когда другие финансовые инструменты показывали падение, накопительное страхование жизни продолжало расти. То же самое происходит и сейчас. Почему это происходит? Основная задача инвестиционного страхования жизни – получение инвестиционного дохода, основная задача накопительного страхования жизни – создание гарантированных выплат к сроку, который определяет клиент вне зависимости от возможной потери дохода или здоровья, а все, что несет в себе гарантии, сегодня очень востребовано. Мы видим, что сегмент НСЖ продолжает рост, и ожидаем, что этот рост продолжится. Сегмент ИСЖ с падением ключевой ставки будет восстанавливаться. Российский фондовый рынок упал на рекордные 40%, а по всем правилам инвестиций самый удачный момент для входа – это время, когда рынок пребывает на дне. Кроме того, для массового инвестора продукт ИСЖ является входным билетом на участие в росте российской экономики и фондового рынка», – сказал Олег Киселев, генеральный директор компании «Ренессанс Жизнь».

Первый заместитель генерального директора компании «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» Антон Легчилин рассказал о роли автоматизации в страховом бизнесе: «Когда мы говорим о ритейле или, к примеру, учетных функциях, то без автоматизации не обойтись. Однако в таком специфическом направлении, как корпоративное страхование, личность играет огромную роль. Безусловно, любой страховщик должен предоставлять клиентам качественные «Личный кабинет», мобильное приложение и т. д., однако организовать полную автоматизацию при сохранении высокого уровня оказываемых услуг невозможно. В случае форс-мажора клиенту требуются личный контакт и оперативная помощь, если вместо этого он получит голосового помощника, которому не объяснить важность звонка, вы с высокой долей вероятности потеряете данного клиента. Поэтому мы настаиваем на оптимальном соотношении автоматизированных процессов и тех, которые должно осуществлять вручную. И если клиент хочет получить качественную своевременную индивидуальную услугу по своему страховому полису, то он должен будет платить. Что касается проблем с софтом, они будут компенсироваться не только параллельным импортом или другими способами, но и персонификацией услуг со стороны страховых специалистов».

Выступление партнера консалтинговой группы SRG Максима Русакова завершило пленарное заседание. Эксперт рассказал о роли ИТ-решений на рынке банковского страхования и отметил, что распространенное мнение о долгом и дорогостоящем процессе внедрения новых технологий является стереотипом, который не соответствует действительности. Спикер отметил, что необходимо развивать и поддерживать аутсорсинговые связи, концентрироваться на уникальных компетенциях, а неуникальные доверять профильным специалистам. ИТ-решения уже развиваются и будут развиваться в большой степени как коробочные. В этом смысле дефицита софта на рынке нет и не предвидится.

В рамках мероприятия состоялась традиционная церемония награждения лидеров страхового рынка.

Во второй части форума в секции «Повышение эффективности: инновации, технологии, цифровизация» с докладами выступили: Светлана Бери, директор департамента развития бизнеса СК «Росгосстрах»; Виктор Дубровин, вице-президент ВСС; Рустем Исмагилов, генеральный директор компании «АК БАРС СТРАХОВАНИЕ»; Платон Миронов, директор проектов импортозамещения компании «Диасофт»; Наталья Починок, управляющий партнер направления Digital ESG IBS; Виктор Вагнер, директор департамента информационных технологий компании «Абсолют Страхование»; Андрей Чуйко, генеральный директор компании «РСХБ-Страхование жизни».

По материалам

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»